Новости

Интервью: Елена Алексеева

Мы продолжаем нашу серию интервью с участниками выставки. — Лена, какой стиль письма твой самый любимый? Расскажи о нём. 

Древнерусские почерки все прекрасны на мой взгляд, пробовала работать с каждым! Но, имея узкую специализацию — жестовое письмо острым пером, пока у меня получается подобраться лишь к вязи и скорописи со своими быстрыми размашистыми движениями. Пластичность форм позволяет. Если сумею как-нибудь приспособиться и сделать, например, устав в жестовой технике — будет здорово! Но пока так.

— Что для тебя русское письмо? Что ты находишь в нём? 

Я наблюдаю эти буквы в храме, в книгах, в молитвословах практически каждый день. Они для меня такие же живые, как Таймс и прочие шрифты. Насмотренность влияет. Всегда мысленно импровизирую с элементами вязи, когда вижу их в храме.

Привлекает, что древнерусские почерки оставлены и почти не используются в современности — в этом большой плюс и интрига. Хочется к ним обратиться и сделать что-то свежее, актуальное, индивидуальное.

— Как ты считаешь, какие есть основные отличия между русской каллиграфией и европейской?

Вариативность в древнерусском письме зашкаливает! Если в немецкой готике всё «по ГОСТу», у каждой буквы одно написание, то в скорописи масса вариантов. Все мы знаем, что в азбуках представлено по 20, а то и по 30 форм одной и той же буквы. Писали, как хотелось. Русский человек — творческая личность!

Не совсем про европейскую каллиграфию, но и византийская вязь отличалась от нашей! В кириллической вязи больше вертикалей, заборности. И этот минус, с которым мы боремся в современных шрифтах, тогда сыграл в плюс — вязь развилась, стала более орнаментальной, интересной. Появилось множество лигатур — то, чего не было в византийской вязи. Наверное, тоже из-за творческого характера русского писца.
Интервью